Музей Фабрики-кухни

Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Тип проекта:
Постоянная экспозиция
Масштаб:

170 м2

120 экспонатов

Заказчик:
Третьяковская галерея
Выполненные работы:

Разработка концепции проекта

Разработка общего художественного решения

Сценография и создание маршрута

Архитектурное проектирование

Местоположение:
Фабрика-кухня завода им. Масленникова
Сроки реализации:
Февраль – Июнь 2024
Команда проекта:

Юлия Наполова

Анна Крылова

Музей Фабрики-кухни в Самаре — уникальный проект Третьяковской галереи, рассказывающий о архитектурном феномене фабрики-кухни и конструктивизме как стиле социальной утопии. 

Филиал Третьяковской галереи расположился в памятнике архитектуры «Фабрике-кухне завода им. Масленникова», шедевре конструктивизма, спроектированном первой женщиной-архитектором Екатериной Максимовой в начале 1930-х гг. Здание в плане представляет собой главный символ советской эпохи — скрещенные серп и молот. 

Выставка делится на три зоны: кухня, раздача и столовая. Посетители поочередно пройдут символический путь еды: на «кухне» узнают о НАРПИТе и процессе проектирования и постройки здания; на «раздаче» — историю и культурную подоплеку советской кулинарии, типичные рецепты с фабрики-кухни; в «обеденном зале» — истории людей, связанных с самарской фабрикой-кухней из первых уст. В центре композиции — небольшая комнатка, инсталляция хрущевской кухни, созданная театральным художником специально для выставки. Домашняя кухня —  ядро экспозиции, ее сердце, вокруг которого собирается вся история общепита. Композиционно мы отталкивались от графических работ Эля Лисицкого и его известных «проунов». В их основе лежит крупная форма, концентрирующая вокруг себя более мелкие. 

Цветовая гамма «Фабрики-кухни» — первое, что бросается в глаза. Белая плитка и акцентный ярко-синий цвет — простое и чистое решение для экспозиции, которое как нельзя хорошо передает идею ясности и стерильности. Белая квадратная плитка отсылает зрителя к советским столовым. А синий цвет — к чертежам и синей кальке, на которой воплощались самые смелые архитектурные идеи. Все это дополняется третьим визуальным кодом — стальными панелями, из которых изготавливались кухонные машины. Четвертый ключевой элемент нашего дизайна — формообразование. Геометризм — важнейший элемент советской конструктивистской мысли. Достаточно вспомнить работы А. Родченко и В. Татлина, К. Малевича и Э. Лисицкого. Мы решили воссоздать этот принцип в расположении экспозиционных стен и секционном делении пространства. В центре — крупная форма, от которой разлетаются более мелкие. Стены как бы врезаны одна в другую, что создает дополнительный ритм и динамику пространства и формы. 

Музей Фабрики-кухни — сложный организм, составленный из множества нарративов и образов. Вся его история базируется на идее горизонтальных связей и коллективной кооперации людей во имя общего дела. Самарский музей стал возможен благодаря именно этому. 

Поделиться: