ОДРИ ХЕПБЕРН НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА «МОЯ ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ» 1963 ГОД:
«Стоит величественная, спокойная, — напишет Битон о ней, — редко можно встретить девушку, так естественно принимающую свою известность». Одри позирует на фоне геометрического задника, сделанного по дизайну Битона, и в придуманом им же платье. Собственно говоря, фильм «Моя прекрасная леди» принес Битону сразу два «Оскара» — за лучшие декорации и лучшие костюмы. Кажется, что весь стиль — особенно скачки в Аскоте — это какая-то феерия и избыток, но вместе с тем это идеальное отображение времени. Битон, прекрасно знавший все социальные коды этой эпохи, смог придумать очень четкую и точную сатиру на английскую аристократию.
В этом кадре с геометричным задником Битон использует грубые черные линии, которые уходят в перспективу, — один из приемов, который мы также использовали в оформлении экспозиции: все наши тематические блоки и вся периметральная часть зала подчеркнута черными линиями, из которых вылезают буквы названия разделов.
ДЕВУШКИ — МЫЛЬНАЯ ПЕНА, БАБА БИТОН, ВАНДА БЕЙЛИ-ГАМИЛЬТОН И ЛЕДИ БРИДЖИТ ПУЛЕТТ НА БАЛУ ОЖИВШИХ КАРТИН, 1930-Е ГОДЫ:
Ревущие 20-е стали для Битона временем радости, веселья и творческого становления. Юные аристократы и примкнувшие к ним тусовщики вроде Битона тратили неимоверные усилия на то, чтобы разнообразить свой досуг. Таким образом возникли многочисленные тематические вечеринки, наряжаться на которые нужно было дерзко, достойно и очень необычно. Но зачем наряжаться, если вечер пройдет, а в газетах не будет твоей фотографии? Поэтому возникает целое направление фотографии, даже не репортажной съемки, а вот таких фотополотен с выверенной композицией. Для Битона это стало площадкой экспериментов. Его фотографии — это не просто фиксация того, что происходит, а сложные произведения искусства со сложными многоуровневыми сетами. В этот раз девушки (одна из них — его сестра Барбара «Баба» Битон) находятся на фоне конструкции из фольги, а перед ними — воздушные шарики, задрапированные в модный и очень прогрессивный материал того периода — целлофан. Украшения на девушках — длинные бусы из стекляруса. Именно этот кадр со стеклярусом вдохновил нас на создание занавеса из стразов для нашей экспозиции.
КНЯЖНА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА ПАЛЕЙ, 1934 ГОД:
Княжна, внучка Александра II, бежавшая из царской России, впоследствии ставшая манекенщицей в Париже, как и многие другие аристократки. Вскружила головы многим известным современникам, среди которых Ремарк и Экзюпери. Портрет получился в стиле ар-деко — контраст, тонкие линии, геометричный рисунок, на фоне которого она сфотографирована. Приглядевшись, с удивлением понимаешь, что княгиня сфотографирована на фоне матраса, который поставлен «на попа». Пружины, которые отходят от нее в разные стороны, и создают такой ардекошный мотив.