Великий и изящное

NEW_GAZETTE-2

В Кремле рассказывают о Петре Первом как царе-эстете, фанате науки и собирателе искусства, который сам занимался творчеством. Есть чему поучиться последователям во власти.

Западные моды всегда кружили голову русским нуворишам, но мало кто задумывался, кто у нас был первым модником. Конечно, Петр, на то он и Первый, его особую роль в истории кураторы подчеркнули, поставив неожиданную точку в названии кремлевской выставки — «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник». На выставке показывают его матросский костюм — куртку-бострог, штаны и шляпу. Это не просто маскарадное одеяние, хотя Петр Алексеевич появлялся в нем и на празднествах, — царь оценил защищавший от ветра костюм матросов и корабельных мастеров, когда под вымышленным именем вместе с Александром Меншиковым учился на верфях Амстердама.

Среди экспонатов из полутора десятков собраний и частных коллекций, включая музеи Амстердама, Лондона и Дрездена, много редкого — и в разделах о китайской коллекции Петра и его собрании монет и медалей, и в «главе» об Академии наук — старинные приборы и записка философа Лейбница о развитии наук в России, а также письмо-благодарность Петра французской Королевской академии наук, избравшей его в 1717 году своим членом. Есть токарно-копировальный станок — Петр ввел моду для знати на работу за станком, сам тоже немало наточил. Есть и портрет царя работы Яна Купецкого из коллекции семьи Карисаловых. Он был написан в 1711 году во время пребывания Петра в Карлсбаде и Торгау, Петр мечтал заполучить его вместе с другими портретами в Петербург. Картина осталась в замке тестя царевича Алексея, герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского, лишь недавно ее купили в России и прошлым летом показывали во дворце Монплезир в Петергофе.

Петр задумался о перемещении культурных ценностей, когда увидел во время путешествия по Европе находки из сибирских курганов, в том числе в коллекции бургомистра Амстердама, ученого и путешественника Николаса Витсена. Раскопки в курганах велись грабительским образом, Петр пытался остановить их рядом указов. Они не сохранились, но известны по упоминаниям в письмах и распоряжениях должностных лиц, которым велели выкупать за счет казны найденные древние золотые и серебряные вещи. Так зародилась охрана памятников старины, так сформировалась знаменитая Сибирская коллекция Петра, с уникальными золотыми украшениями скифской и сарматской эпох. Коллекцию пополняли и после смерти ее основателя; разобраться, что пришло позже, трудно, многие архивы сгорели, сама коллекция, попав в Кунсткамеру, не раз переезжала.

С другими петровскими собраниями не лучше, наследники постарались — вот выставили акварель Оттомара Эллигера с кубком с геммами, подаренным Петру в Дании в 1716 году. Кубок разобрали в эпоху Екатерины II, геммы теперь отдельно, в том числе портрет Александра Македонского. Сам кубок «сохранился» благодаря другой идее Петра — зарисовать все экспонаты Кунсткамеры. Работу продолжили после его смерти; каталог вышел без рисунков, зато более 2000 заархивированных листов запечатлели то, что позже частично исчезло.

Выставка о Петре — из числа тех, где надо читать, читать и читать. Экспонаты редки, за каждым столько историй, что наслаждаться только эстетически — себя обеднять. Наслаждению знатока помогает отлично сделанный каталог (не хватает лишь именного указателя) и хорошие экспликации в залах, где и компьютерная графика, и фильм — стандартный набор для европейски мыслящего музея.

Компьютер, в частности, на глазах зрителей «рисует» на стене проект памятника Петру работы Бартоломео Растрелли в честь победы над шведами. Конь напоминает коня под Марком Аврелием на знаменитой античной статуе и коня берлинской статуей Фридриха Великого работы Шлютера; похожа и флорентийская статуэтка коня 1605 года из музеев Дрездена — Петра поразили саксонский правитель Август Сильный и его фантастической красоты собрание.

Поделиться: