Миротворец и образцовый семьянин

TASS-01

"Внешняя классическая оболочка и расположенные внутри нее бетонные элементы отсылают к консервативности и одновременно новаторству, которыми было отмечено царствование императора"

Выставка «Александр III Миротворец», приуроченная к 175-летию со дня рождения российского императора, открывается в Государственном историческом музее в среду. Державный правитель, покровитель науки и искусств и образцовый семьянин — экспозиция раскрывает образ Александра III во всей полноте.

«Пусть меня ругают и после моей смерти еще много будут ругать, но, может быть, наступит тот день, наконец, когда и добром помянут…» — в одном из залов экспозиции организаторы выставки цитируют строки из письма Александра III его советнику Константину Победоносцеву. «Эта выставка и есть те добрые слова, которыми мы отзываемся о нашем императоре. Наша экспозиция — братство работ и музеев, архивов. Благодаря этому, нам кажется, выставка получилась, и нам удалось приоткрыть роль личности Александра III, его деяний в нашей истории», — отметила куратор выставки Наталья Каргаполова.

Для музея выставка имеет особое значение еще и потому, что Александр III был одним из его отцов-основателей. По словам куратора, экспозиция выстроена не как подробный биографический рассказ, а затрагивает несколько ключевых тем. Например, в части, посвященной детству и семье, можно увидеть детское ружье, подаренное юному Александру в честь восьмого дня рождения его дедушкой — императором Николаем I, а еще ученические тетради, в том числе по его любимому предмету — истории. Рядом с ними — табличка с оценками за экзамены, и минералы, коллекционированием которых увлекался Александр.

В экспозицию вошло и множество портретов Александра III, его семьи и окружения, в том числе полотна кисти Василия Поленова и Валентина Серова. Отдельно в музее выделяют портрет работы Ивана Извекова, который пополнил коллекцию ГИМ совсем недавно. На нем цесаревич изображен в мундире генерал-адъютанта. Как поясняет Каргаполова, этот портрет сделан накануне Русско-турецкой войны, в которой участвовал будущий император.

«Это личное участие в войне как раз и предопределило во многом политику будущего царствования. Конечно, не совсем обычна иконография этого замечательного портрета. Рядом — да. Привычный, могучий, сильный, волевой Александр III на портрете художника Дмитриева-Оренбургского», — сказала куратор.

В одном из залов внимание сразу привлекает портрет кисти Константина Маковского, где запечатлена любимая супруга Александра III — Мария Федоровна. Здесь же — поздравительные телеграммы с годовщиной свадьбы, множество семейных фотографий и документов, личных вещей. Во всех пространствах обозначены ключевые темы, и, войдя в этот зал, посетитель может увидеть подпись «Образцовый семьянин».

Как говорил об Александре III писатель Иван Тургенев, «этот государь кажется рожденным с несомненными способностями к власти», а «характер у него спокойный, рассудительный, энергичный и уравновешенный». Державный правитель, миротворец — одна из центральных тем выставки. Основным приоритетом внешней политики император считал сохранение мира для России — на протяжении 13 лет страна не участвовала в вооруженных конфликтах. Среди прочего можно увидеть ранее секретные материалы, касающиеся решения внешнеполитических задач империи в Европе, на Балканах и Дальнем Востоке.

«Это и секретные документы, и трактаты, и телеграммы. Вы увидите, насколько работоспособный был человек и как много он сделал для сохранения мира», — отметила Каргаполова.

Особое внимание Александр III уделял укреплению мощи армии и флота. На выставке представлены образцы огнестрельного оружия той эпохи и до недавнего времени секретные свидетельства стратегических намерений императора в Причерноморье. В царствование Александра III было начато строительство Транссибирской магистрали. Благодаря акварельной панораме художника Павла Пясецкого в музее можно увидеть этапы появления Сибирской железной дороги, а также изучить целый комплекс мемориальных предметов, относящихся к этому событию.

О покровительстве императора науке и искусствам рассказывает отдельное пространство, которое возвышается над остальными залами выставки, а его окна выходят на Красную площадь. Такую концепцию предложила художник выставки Юлия Наполова. По ее словам, в архитектурном решении выставки «внешняя классическая оболочка и расположенные внутри нее бетонные элементы отсылают к консервативности и одновременно новаторству, которыми было отмечено царствование императора».

Поделиться: