Великое посольство, что предпринял Петр Первый в конце XVII века, открыло 25-летнему юноше мир науки, истории, искусства. За рубеж он отправился как частное лицо под именем Петра Михайлова. Вот эта грамота, оформленная от имени царя Петра Первого, с просьбой европейским монархам обеспечить беспрепятственный проезд делегации из 23 человек, что ехали «для науки и воинских дел».
«Он присматривается, как выглядят коллекции в Голландии — это у частных коллекционеров, видит разные коллекции — антиков, природные художественные. Затем он перемещается в Англию и видит монаршие коллекции», — рассказала куратор выставки Ольга Дмитриева.
Особое впечатление у Петра от Дрезденской кунсткамеры саксонских курфюрстов. Он поражен тем, как увлеченный коллекционер Август Сильный — польский король — из древней кунсткамеры своих предков создает публичный музей. Это рождает мысль о преобразовании Оружейной палаты. Где не только начинают сохранять трофейное оружие и регалии, но и выставляют напоказ.
«После того как в Москве состоялись празднования по поводу Полтавской победы, им было велено шведское оружие передать на хранение в Оружейную палату. Здесь хранились медали и награды шведских офицеров, литавры и барабаны шведских полков», — говорит ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля Василий Новоселов.
Планы о Кунсткамере — исследовательском ядре Российской Академии наук — Петр обсуждает с Лейбницем — вот их переписка. А Исаак Ньютон письменно поздравляет князя Александра Меншикова с избранием его российским членом английского королевского общества. Кстати, это единственный автограф Ньютона в России.
«Мы больше всего гордимся той китайской частью выставки, которую показываем. Не потому, что вещи было трудно получить, а потому что на них исследовали не обращали внимания. Чем интересовался сам Петр, какие у него были отношения с императором Конси, какого рода вещи находились в Лефортовском дворце», — отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
В Лефортовском дворце было множество китайских вещей, подаренных Лефорту Петром. Царь сам шил себе одежду из китайского шелка, из него же предпочитал знамена и обивку мебели, ценил китайский фарфор. Рядом с китайской — сибирская коллекция. В Амстердаме негоциант Николас Витсен показал Петру древности из сибирских курганов. На антикварном рынке Европы уже тогда появлялись золотые вещи из разоренных могильников.
Вернувшись, Петр распорядился такие произведения выкупать и отправлять в Петербург, в казну. Гробокопателей приказал наказывать сурово, вплоть до казни. Что можно рассматривать как первый закон об охране культурного наследия.