Искусство «обмана глаз» (тропмлёй, франц. trompe-l’), получившее необычайное распространение в живописи, в росписях интерьеров храмов и дворцов в XVII веке, было одним из проявлений причудливого вкуса эпохи барокко. В искусстве декорирования парадного стола всплеск увлечения «обманками» произошёл в начале XVIII века, после открытия европейцами секрета изготовления фарфора, который не только вызвал революцию в сервировке, но и постепенно вытеснил драгоценные металлы, специальное тесто и карамельный сахар, из которых раньше делали настольные украшения. Законодательницей моды на столовые «обманки» стала Мейсенская фарфоровая мануфактура, где по эскизам скульптора И. И. Кендлера выпускалась посуда с лепными украшениями в виде лимонов, артишоков, цветной капусты, спаржи, винограда, клубники и различных цветов. Иногда предметы сервизов представляли собой настоящие «натуралии»: миски, масленки и вазы в виде дынь и арбузов, кочанов капусты, пучков спаржи, лотки в виде листьев.