Помните сцену с созданием парадных фотографий Елизаветы II в сериале «Корона»? Автором большинства ранних портретов королевы был Сесил Битон — один из главных светских героев ХХ века, мастер глянцевой фотографии, остававшийся на вершине моды более сорока лет. 9 декабря в Государственном Эрмитаже открывается экспозиция «Сесил Битон и культ звезд». Выставка продлится до 14 марта, так что, несмотря на закрытие музеев Петербурга на время каникул, вы все же успеете увидеть редкие кадры мастера и сделать фото на фоне занавеса из ста пятидесяти тысяч (!) страз. А пока предлагаем подтянуть теоретическую часть.
В 1939 году Сесилу Битону позвонила фрейлина королевы Елизаветы, супруги Георга VI и матери будущей королевы Елизаветы II, с предложением сделать портреты Ее Величества. Сесила, мягко говоря, удивило это приглашение, ведь его стиль считался достаточно неординарным и был далек от эстетики парадных портретов монархов. Тем не менее съемка вышла столь удачной, что на следующие несколько десятилетий Сесил стал основным фотографом королевской семьи. Тогда шли первые месяцы войны, и жизнеутверждающие, сияющие (особенность работы мастера со светом) фотографии показывали непоколебимость монархии. В 1942 году перед объективом Битона появилась юная принцесса Елизавета, а в 1953-м именно Сесил стал автором ее официальных коронационных портретов уже в статусе королевы. Оригинал легендарного фото можно будет увидеть в Эрмитаже. «Коронационныи? портрет Елизаветы II находится в сердце экспозиции — как и все остальные, она, конечно, селебрити в полном смысле этого слова. Назвать Сесила Битона главным виновником такого положения вещеи?, конечно, было бы преувеличением. Но это он в XX веке создал узнаваемыи? образ британскои? монархии — настолько хрестоматии?ныи?, что панки Sex Pistols взяли именно битоновскии? портрет на обложку своего сингла God Save the Queen», — говорит куратор выставки Дарья Панайотти.
Самые первые снимки младенца принца Чарльза, как, впрочем, и остальных детей королевы — принцессы Анны, принцев Эдварда и Эндрю, — тоже сделал Битон. Однако важно отметить, что перед тем, как получить предложение из Букингемского дворца, он прошел большой путь и к 1939 году был уже всемирно известным фотографом с солидным весом в светском обществе по обе стороны океана.
Персональная выставка Сесила Битона проводится в России впервые, и сразу с небывалым размахом. Более ста работ, включая очень редкие — из архива студии фотографа, Музея Виктории и Альберта, архивов журнала Vogue и Vanity Fair, — необычная застройка, стразовый занавес в сто пятьдесят квадратных метров и ДЛТ в качестве генерального партнера.
При этом легендарного фотографа многое связывало с Россией. С юности он находился под эстетическим влиянием «Русских сезонов» Дягилева и художников его круга, особенно Сесила впечатлял Бакст. В 1926 году Битон лично познакомился с Дягилевым в Венеции. Среди людей, сыгравших в жизни Сесила важную роль, было немало русских эмигрантов. Это и Александр Либерман, креативный директор Condé Nast, и княжна Натали Палей (кузина Николая II, знаменитая манекенщица, актриса и жена кутюрье Люсьена Лелонга), и модельер Валентина Санина-Шлее (подруга Греты Гарбо, одевавшая весь свет Нью-Йорка).
В 1935 году Битон совершил путешествие в Советский Союз. Он был впечатлен бедностью людей и запустением в магазинах, обилием статуй Ленина и его мавзолеем. Посетив Москву, Сесил отправился в Ленинград, где был поражен величием дворцов — «печальных реликтов прошлого, смотрящих на замерзшую Неву», как записал он в своем дневнике. С тех пор многое изменилось, и Эрмитаж вновь встречает Сесила Битона — но уже не «печальным реликтом», а будучи полным блеска, несмотря ни на что.